amour4ka (amour4ka) wrote,
amour4ka

Дружба между Россией и Украиной достигла пика

Оригинал взят у novayagazeta в Дружба между Россией и Украиной достигла пика

Представители братских стран провели совместную операцию на Кавказе.

А  жаль, что  ушел из нашей журналистики жанр портрета хорошего человека.

Но я про одного расскажу все-таки...

Потому что, когда все ссорятся и обижаются, когда нарастает неприязнь к другим, когда вспоминают старые обиды и страшное слово «война», он  живет так, как будто в мире нет границ ( как минимум для дружбы), а конфликты — все разрешимы.

В какой-то степени благодаря этому человеку в самый разгар холодного противостояния русские и украинцы провели совместную операцию. На Кавказе.

Я с ним познакомилась в Германии, на курсах немецкого языка.  Высокий такой, подтянутый. Потом еще оказалось, что  остроумный  и  образованный. Собеседник- каких поискать, душа компании, умница. А уж как гитару возьмет…

Но самое главное — в строчках биографии.

Зайдлер Александр Михайлович, «снежный барс», заслуженный тренер Украины, мастер спорта, неоднократный чемпион и призер первенств страны по альпинизму, член Молодежной комиссии Всемирного Союза альпинистов (УИАА ), сопредседатель американо-украинской программы «Climbers for Peace - Альпинисты для Мира», Почетный председатель Днепропетровской Федерации альпинизма.

Так вот, про горы...

После голодных детских лет эвакуации у Саши были проблемы с сердцем, с глазами. Спортом не мог заниматься совсем. От обычной физкультуры и то освободили.

Поэтому, когда ему — студенту второго курса Днепропетровского металлургического института — предложили  путевку в альпинистский лагерь, он решил поехать просто отдохнуть. Но в первый же день всем  выдали штормовки, ботинки со стальными оковками, элементарное снаряжение, и — без разговоров, «вперед и вверх»…

Ноги он стер до крови.  Проклинал свое легкомыслие, дикую жару, тяжеленный рюкзак и воспетые кем-то горы…

А потом... «Вышли мы на перевал, палатки поставили, вроде заснули. А ночью я вылез из палатки. И замер… Полнолуние, хребты снежные, сверкающий лед, серебряные вершины с голубым свечением. Долго так стоял, пока не закоченел. И что-то во мне перевернулось.

И когда после возвращения в лагерь нас спросили: «Кто хочет на Эльбрус?», я шагнул вперед.

Дюжина нас была таких, молодых идиотов. Половина не взошли, а я взошел.

Нахлебался по полной программе, в спасательных работах участвовал, пальцы на ногах отморозил... Но взошел».

Именно тогда он понял, что выражение «покорить вершину» — лишь метафора. Покорить можно только самого себя.

Ведь альпинисты — люди особой породы. Или, как бы сказал специалист по «специальным» сталям Александр Зайдлер, — «особой выплавки». Поэтому после окончания института, уже с почти готовой диссертацией, Саша не остался в аспирантуре, а уехал по распределению в Запорожье мастером в сталеплавильный цех.

А летом ездил в горы. Так было и потом, когда он, уже вернувшись в Днепропетровск, работал в проектном институте... Да и по сей день... Покоряет себя.

«Знаете, на высоте умирать очень просто. Садишься и засыпаешь. Но ты должен заставить себя бороться.  Говоришь себе: тебя же ждут, у тебя дети, жена, друзья. Как это так: я — и не вернусь, трам-тарарам… Мы все — вернемся.

Ребята мои называли меня Ребе…»

Ни один человек у Саши в экспедиции не погиб. У них так и говорили в отряде: держись за Михалычем, и все будет хорошо.

Трудно перечислить все восхождения, которые совершил Александр Зайдлер.

Всего более двухсот. На Кавказе, Памире, Тянь-Шане, в Кордильерах, в Альпах…

По сей день тренирует молодых альпинистов (на скалах Крыма, например).

Теперь, когда удовлетворена страсть к техническим сложностям восхождения, альпинизм стал еще и возможностью увидеть мир, других людей, другую жизнь.

И  оценить самую главную вещь на свете — дружбу.

Может быть, именно для этого он сейчас, в марте 2014-го, не изменив своим планам, отправился на пик Шевченко в Кабардино-Балкарии. 4200 метров.  Наверное, для профессионала — это и не самая сложная вершина. Но когда тебе 83 года и нужно организовать настоящую экспедицию (сначала до Пятигорска, потом до Нальчика, потом до районного центра, потом на вездеходах до подножия ледника), и, поскольку лагеря у подножия нет, все с самого начала тащить с собой – палатки, снаряжение, продукты (а это в ущелье Псыган-су, в совершенном необжитом районе), и за тобой двадцать человек — и молодежь необстрелянная, и  погода для восхождения не лучшая, то тут серьезно подумаешь...

Но он давно дал слово. 50 лет назад.

Украинские альпинсты еще в 1939 году, в дни празднования 125-летия со дня рождения Тараса Шевченко, покорили  тогда еще безымянную вершину Кавказа в районе Суганского хребта и назвали ее именем поэта.

Спустя 25 лет Саша и его товарищи водрузили на этот пик бюст Кобзаря, изготовленный  на легендарном Южмаше. (Кстати, сплав, из которого отлит  бюст, до сих пор используется в производстве ракет. Может, поэтому и стоит себе он на вершине горы, не тронутый ни ветрами, не снегопадами, не молниями. Самый высокий памятник украинскому поэту).

Тогда же они  и решили: к 200-летию Шевченко вновь подняться на эту высоту.

А тут, как сам Саша говорит, началась эта заваруха. Непонятно, как встретят интернациональную экспедицию в Днепропетровске, откуда и надо начинать, помогут ли в Кабардино-Балкарии...

Но он все-таки решился.

Тем более, что в администрации Днепропетровска сказали: «Приезжайте! Поможем и снаряжением, и деньгами». Губернатор Дмитрий Колесников подписал все бумаги и письмо в Кабардино-Балкарию практически за день до собственной отставки. Любопытная деталь: когда ребята вернулись, руководителем города был уже человек из другой команды — Игорь Коломойский. Но ничего — наградили экспедицию...

Их прекрасно приняли в Кабардино-Балкарии.  Дали машины, разместили... Ну, потому  что там много друзей. И потому что приехали с живой, объединяющей целью.

Глава Кабардино-Балкарии Юрий Коков так им и сказал: «Мы вас воспринимаем как посланников доброй воли».

Они постепенно и сами себя стали так ощущать. «Вместо обыкновенного спортивного восхождения получилась миротворческая акция. Нас встречали как братьев: ведь Шевченко – он же и украинский, и русский поэт, да и балкарцы его хорошо знают».

Кстати, уже с 1989 года на эту вершину Александр поднимался  вместе с балкарцами, которые на самом деле не очень умеют ходить высоко в горы.  Один из них тайно нес с собой  бутылку шампанского. И, решив обрадовать товарищей,  откупорил ее на вершине  с криком: « Выпьем за вашего Шевченко!» Не знал, что содержимое в  разреженном воздухе тут же вырвется наружу. Но по капельке все-таки сумели глотнуть. Символически... За то, чтобы Шевченко был для всех...

И вот сейчас, 9 марта, они в честь этого водрузили на пике четыре  флага. Российский, украинский, флаг Кабардино-Балкарии и, конечно, флаг родной  Днепропетровской области.

А потом, когда они вернулись, кабардино-балкарский фонд культуры организовал вечер в честь двухсотлетия Шевченко. И туда пригласили всю альпинистскую команду. Читали стихи поэта на русском и украинском, все вместе пели украинские песни.

И председатель этого фонда Владимир Воровков сказал: «Не берите в душу, что мы вас разлюбили. Не разлюбим никогда». Это так мне Саша Зайдлер рассказал. В местной прессе процитировали чуть по-другому: «Кто нас может поссорить? Да никто и никогда».

Ну что — правильно Зайдлер мне передал?

Их там, в горах, было 19 мужиков. И  девушка, жена одного из альпинистов. Украинцы, русские, евреи, балкарцы, и даже один удмурт. Восхождение было тяжелейшим, потому что туман, и снег лавиноопасный именно в эти дни, и тропу не могли долго найти, и Саша, проводив их  немного (это часа два сложнейшего пути), вернулся в средний лагерь, понимая, что пойдет  медленнее, чем обычно, и может задержать восхождение.

Когда они вышли, был туман. А  вернулись — солнце! И я смотрела видео, как они, счастливые, докладывали своему Ребе: «Молодой состав набрал килограммы опыта! Ветеранский состав потерял килограммы нервов!  Балкарский состав узнал, что такое альпинизм!» А самый счастливый был глава администрации Черекского  района Кабардино-Балкарии Махти  Темиржанов. Он так мечтал подняться на вершину. Зайдлер побаивался его брать. (Опыта никакого, да еще начальство, мало ли что). Но потом все-таки решились: потренировали, правда, погоняли по веревке... И он дошел.  Вместе со своими друзьями — балкарцами, вместе со старшим тренером Владимиром Хитриковым, вместе с ветеранами — Виктором Шабохиным и Валерием Вышинским, вместе с молодыми...

И они уже не рассорятся никогда. И для них что Украина, что Россия, что Кабардино-Балкария — это все одна родина. И даже что Германия... Потому что если вместе — то не все ли равно...

Зайдлер так говорит: «Мы как в альпинистской связке на крутом склоне. Если начнем резать веревку на куски — всем конец. Никто не спрашивает —кто есть кто. Страхуем друг друга, помогаем и только так выходим на вершину».

Ребята, может, кто забыл? Мы в одной связке.